21 Апреля 2017

Цветы в деловом этикете

«Глубокоуважаемые коллеги! Не утруждайте себя выбором цветов и подарков к моему дню рождения. Вы осчастливите меня, сделав пожертвование в благотворительный фонд N. Искренне ваш Аркадий Ш.», – такое письмо получили сотрудники фирмы Z от генерального директора Аркадия Ивановича, дальновидного во всех смыслах руководителя. Глеб Константинович, руководитель фирмы S, не менее дальновиден: за минувший квартал производительность труда среди его подчиненных взлетела до небес, всё потому, что на их столах еженедельно «расцветают» изумительные цветочные композиции. И кто из них прав? – Мы за благие дела, и за цветы, конечно!

 

«НАРВУ ЦВЕТОВ И ПОДАРЮ БУКЕТ…»

Никаких полевых цветов! Деловой этикет с ними не дружит. Камерные букеты из мелких цветов (ландышей, кустовых роз, душистого горошка) – нет, нет и нет!

Нейтральные, умеренно разноцветные, среднего размера, округлые композиции из смешанных цветов – да! и еще раз да! – подойдут бизнес-леди, а также соответствуют протоколу, если букет предназначен официальному лицу.

Чётное или нечётное количество – не имеет значения, речь ведь не идёт о моно букете.

А что имеет? Характер встречи и, в случае с заморскими клиентами, национальные традиции. Партнеры из Китая вряд ли оценят букет из белых цветов (символ скорби), а вот поставщики из Латинской Америки – наоборот; японцы почтут за счастье получить в качестве презента прекрасные хризантемы, чего не скажешь о венграх; турки не приемлют сочетания белого и синего – им подавай красный букет, утопающий в зелени, а в Европе красные и бордовые розы воспринимают как символ страстной любви. Ах, вы не это имели в виду? – А конт(р)акт потерян.

Если вы принимаете иностранную делегацию, воздержитесь от соблазна заказать «шикарную» композицию в виде государственного флага или герба страны ваших партнеров. Вряд ли получится учесть все оттенки и нюансы. Результат – встреча будет испорчена.

Живые цветы в офисе или презентационном зале не кричат – красноречиво и явственно шепчут об успешности и продвинутости компании.

Настольные композиции в переговорной должны быть компактными и горизонтальными – вы же не хотите тянуть руку из-за метровых икебан, каждый раз, когда хотите высказаться. А вот для зоны ресепшен выбираем «конструкции» выразительные и вертикальные.

Будничные офисные бизнес-букеты тоже подчиняются общим правилам: они должны быть не слишком крупными, не слишком яркими, лаконичными и простыми в уходе (обратите внимание на орхидеи). Резкие ароматы (как и в случае с остальными деловыми букетами) исключаются, а вот контейнеры из стекла и металла – совсем наоборот.

МАЛЬЧИКАМ – НАЛЕВО, ДЕВОЧКАМ – НАПРАВО?

«Мужчинам цветы не дарят, лучший подарок – дорогой алкоголь!» – Как бы ни так, коллеги! В современном мире, когда большие (и не очень) начальники декларируют свою приверженность к здоровому образу жизни, такой презент может выглядеть неуместно. А вот изысканная цветочная корзина (пусть и с коньячным сюрпризом) будет оценена по достоинству.

Мужской букет – апогей мастерства флориста. Он символизирует силу и уверенность будущего хозяина, а значит, просто обязан быть четким, лаконичным, крупным, вертикальным.

Статус, темперамент, возраст мужчины также имеют значение. Авангардные букеты и аранжировки из «экзотов»: протей, стрелиции, гиперикума, брасики, антуриумов – подойдут молодым и активным руководителям; консервативные длинностебельные композиции из роз, гладиолусов, ирисов, гвоздик – мужчинам постарше. Цвета – глубокие, насыщенные, утверждающие (красный, бордовый, индиго, черный).

Большого цветочного разнообразия здесь не требуется – главное оригинальность идеи. Этикет предписывает учитывать и «габариты» одаряемого – только представьте, как будет выглядеть шкафоподобный «атлет» с букетиком нежных незабудок.

И пожалуйста, пусть букет будет персональным, созданным именно для него (внимание к своей персоне мужчина оценит).

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Ну-ка признавайтесь: покупка цветов для вышестоящего по положению или делового партнера часто похожа на дачу взятки: «А сделайте мне дорого-богато!». Чтобы у виновника торжества уж точно не возникло сомнений: «Меня уважают, раз столько заплатили!». Отставить безвкусицу! Поговорим об упаковке.

Запомните, если речь идет о защитной «оболочке» (целлофане, обёрточной бумаге) – оставьте ее за порогом. Выбросьте, уничтожьте, съешьте на завтрак, чтобы одаряемый о её существовании даже не догадался.

Впрочем, в некоторых (протокольных) случаях целлофановая пленка быть обязана – в аэропорту, например, где сильный ветер и другие капризы природы могут испортить букет.

То ли дело декоративная упаковка. Розовые бутоны, по-отдельности любовно обернутые в целлофан «с ресничками», не стоит дарить даже уборщице тете Маше! А уж бизнес-букет и вовсе не переносит ярких лент, кружева, оборок и «мишуры». Изысканность, сдержанность, респектабельность – три кита делового flower-кода. И упаковка из натуральных материалов – рисовая и крафт-бумага, сизаль, абака, джут – выгодно подчеркнёт его.

И ещё одно: если букет источает навязчивое благоухание, цепляется за одежду или пачкает (к примеру, цветочной пыльцой), дарить его вовсе не комильфо.

ПЕРЕХОДИМ НА ЛИЧНОСТИ

Вручая цветы, оставьте свободной правую руку – она пригодится для приветствий и рукопожатий.

Дарите цветы ПОСЛЕ поздравительных и приветственных слов.

Встречая делегацию в аэропорту или на вокзале, от «гигантомании» лучше отказаться. Вначале вручаем букет (самый изысканный) супруге важного гостя, затем – остальным прибывшим дамам (по уменьшению статуса). Одинаковые букеты не бонтон.

Женщина не дарит цветы мужчине младше себя. Даже начальнику. Тем более, публично.

Цветы с доставкой? Позаботьтесь о визитной карточке или открытке с указанием цели подношения. Этикет предписывает ответить дарителю коротким благодарственным письмом (в том числе по email) или телефонным звонком.

 

Сделали пожертвование в фонд N и все равно пришли с цветами

Юлия Стратиенко и Ирина Ларионова