Наталья Жилякова и Анна Неретина
писатели, журналисты, участники воронежского Писательского клуба
«Вы и только вы можете решать, достойны ли стать писателем»
(Наталья Жилякова)
Наталья Жилякова: www.instagram.com/nzhil
Анна Неретина: instagram.com/neretina.writer
05 Февраля 2019

Наталья Жилякова и Анна Неретина, писатели, журналисты, участники воронежского Писательского клуба

 

  1. Как и когда вы решили писать?

Наталья: Первую сказку сочинила лет в десять, потом в 17 спонтанно написала рассказ и с ним выиграла городской конкурс историй. Все произошло внезапно: я пришла домой, достала тетрадку и начала записывать историю, с трудом поспевая за своими мыслями. Потом было еще несколько рассказов, которые публиковали в местной газете, и дальше журфак. На время я переключилась на статьи и несколько лет вела тренинги по глянцевой журналистике. Мне хотелось писать книги, но постоянно что-то мешало.

 

Анна: Я всегда писала, рисовала. Приняла решение стать писателем я лет в 7-8, в школьные годы, когда была серьезным взрослым человеком. Для меня главное, что я занимаюсь любимым делом.

 

  1. Как вы познакомились с членами клуба? Как пришла идея?

Наталья: Всю сознательную жизнь я придумывала какие-то истории, прокручивала в уме диалоги, разыгрывала сценки. Иногда что-то записывала. Сначала я решила, что мне не хватает знаний, и начала скупать книги по писательскому мастерству, но чувствовалось, что не хватает единомышленников. Пробовала написать что-то на конкурсы, но каждый раз что-то случалось, и мечта отходила на дальний план. Кто-то может работать в одиночку, я, как оказалось, нет.

Прошлой весной я выложила фото с книгой Рэя Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг», и мне написала Оля Фатеева, мы были знакомы онлайн. Мы пообсуждали источники, где можно учиться писательскому ремеслу, и тут Оля сказала, что нам нужно собрать клуб по интересам. Это было настолько нужно для меня на тот момент, что мы сразу разместили на страничках объявление о первой встрече клуба. Сначала к нам присоединилась еще одна знакомая, а потом и остальные девочки.

 

Анна: Я училась у Наташи, и мы с ней поначалу близко не общались, просто были подписаны друг на друга в соцсетях. И как-то в отпуске я увидела у Наташи пост, что они собираются с девочками и обсуждают свои литературные успехи. Давным-давно я выпускала с другими писателями сборник прозы, и мне очень нравился этот процесс встреч и обсуждений. Поэтому Наташино предложение встретиться меня очень вдохновило!

 

  1. Как обычно проходят ваши встречи? Нет ли страха делиться недописанным произведением?

Наталья: Сейчас мы встречаемся каждый четверг, с утра в одном из кафе Воронежа. Это наиболее удобное время для всех. Кто может, тот приходит. Сначала пьем кофе и просто болтаем, потом достаем рукописи и начинаем друг друга вычитывать. Конечно, поначалу было страшно — признаться всем, показать то, что прятал даже от близких. Но после первой коллективной редактуры понимаешь, насколько это было полезно и нужно.

Мы не критикуем друг друга просто так, из вредности или желания покрасоваться. Если говорим, что лучше исправить, то стараемся объяснить, почему. К тому же каждый понимает, что может остаться при своем мнении и ничего не менять.

 

Что нас мотивирует? Результаты. За первые три месяца Писательского клуба трое из нас написали повести и отправили их на конкурс. В тот раз в финал мы не прошли, но для нас это был прорыв. Мы ДОписали, завершили, успели. И каждая понимает, что участие клуба в этом бесценно. Мы постоянно поддерживаем друг друга, мотивируем, толкаем. У нас даже есть «пинаторские» дежурства. В чате по очереди «пинаем» всех, ставим цели и хвалим за их выполнение

 

Анна: Да, сейчас страха делиться произведением нет, но я знаю, что у многих он был, и у меня тоже. Но благодаря Клубу он исчез. У меня с моей подругой есть проект «Билли Миллиган», и до встреч с писательским клубом мне даже там было страшно публиковаться! Но в Клубе приятная обстановка, тебя критикуют, и это круто, потому что делают это из желания помочь, и советы девочек полезные, я их применяю. Если писатель пишет не в стол, он хочет понимать читателя, и неважно, один читатель или миллион.

 

  1. Как к вам присоединиться? Есть ли у вас уже новички?

Анна: Присоединиться к нам можно: нужно написать в любой соцсети в личные сообщения, что вы писатель из Воронежа и хотите участвовать в клубе. Это все. Мы открыты новым людям!

 

Наталья: Правда, часто пишут люди из других городов, а онлайн группу создавать смысла не вижу. Таких уже много, можно найти в любой соцсети. Лично мне помогает именно «живое» общение и разбор текстов. Во время переписки не видишь эмоции, не можешь оценить, какое впечатление произвел твой текст и т.д.

 

  1. Что вам дают эти встречи? Есть ли лично у вас уже ощутимые результаты, какие-либо плоды встреч?

Наталья: Встречи дают поддержку, мотивацию, обратную связь. У нас можно ныть, жаловаться, плакаться, хвастаться, в общем, делать все, что угодно. Мы поймем, обнимем, подбодрим, утешим или вместе порадуемся.

Из ощутимых результатов — у меня есть небольшая победа, которая также случилась благодаря девочкам из клуба. Мой рассказ «Замочек» вышел в финал конкурса «Хороший текст. Окраина» и опубликован в одноименном альманахе.

 

Анна: У меня три больших направления: я стала называть себя российским молодым писателем, для меня это было важно. Я считаю, что 30 лет — тот возраст, когда уже можешь делиться своими наблюдениями. Второе — я стала больше узнавать о писательском сообществе. Литературный процесс активно развивается, но его сложно отслеживать в информационном шуме. Клуб помогает мне лучше ориентироваться в нем. Третье — понимание своего звучания и стиля.

 

  1. У вас был писательский марафон. Расскажите, как он проходил и что вам дал?

Наталья: Мы делали его для себя, чтобы взбодриться, задать определенный темп. Какой-то высшей цели не придерживались. Решили вынести в соцсети, вдруг кому-то тоже будет интересно.

 

Анна: Каждая из нас давала короткое задание на день, и остальные его выполняли, поддерживая друг друга в комментариях. Я стала активно применять самостоятельно придуманные редакционные приемы. Например, сейчас в своем остросюжетном триллере я редактирую героев, представляя, что их играют известные актеры. В главной роли, конечно, Козловский, а еще у меня есть Сергей Шнуров, Тимоти Шаламе.

 

  1. Над каким произведениями вы сейчас работаете?

Наталья: Пишу мистический триллер для подростков и сочиняю серию коротких историй для малышей на конкурс «Новая книга» от «Росмэн». Продолжаю записывать рассказы в цикл «Городище» («Замочек» как раз оттуда). Думаю, как отредактировать повесть «Удобная подруга», чтобы соответствовать требованиям издательств. Также в работе роман категории 18+, который я начала выкладывать на LitNet.

 

Анна: Сейчас я пишу рукопись для литературного конкурса «Новая книга», новый для меня жанр — триллер young adult. Здесь много для меня вызовов: раньше я не писала для детей и подростков, плюс большой объем; дедлайн. Я люблю участвовать в конкурсах, потому что без этого писала один рассказ полгода, а тут все бодро идет. Думаю, к апрелю справлюсь. Думаю, темы, которые я там затронула, важны для каждого из нас и будут резонировать с общественными представлениями.

 

  1. Какой совет или пожелание вы хотели бы дать начинающим писателям, которые сейчас читают это интервью?

Анна: Первым делом в голову приходят банальности, что надо каждый день писать и наращивать свое мастерство, но это и так все знают. Еще хочу пожелать быть открытым миру и читателям, не стесняться выкладывать свои произведения. Интернет — открытая площадка для всех криэйтеров, пример — музыканты, которые становятся известными без всяких лейблов. Надо использовать все возможности, чтобы быть услышанным, сейчас это сделать стало гораздо проще.

 

Наталья: Еще хочу пожелать: ищите единомышленников, с которыми вы сможете обсуждать свои произведения. Но помните, что если помогают вам, то должны помогать и вы.

Не бойтесь писать плохо. Это, пожалуй, самый важный совет, который я долго не могла принять. Да, сейчас я пишу плохо. Но это только черновик. Сначала я делаю текст на «тройку», потом на «четверку», а дальше уже стараюсь довести его до «пятерки». Может, и вам подойдет такая система?

Определите дневную норму и старайтесь придерживаться ее. Пусть сначала это будет какой-то минимум. Лучше написать хоть 1000 знаков, чем пропустить запланированный день и потом вообще не вернуться к книге, но не ругайте себя, если все же не выполнили норму.

Выпускайте как можно больше идей. Делитесь ими, отбрасывайте лишние, перебирайте и не бойтесь, что их украдут. Чем чаще вы будете придумывать новые идеи, тем больше их будет появляться!

Пробуйте себя в разных жанрах.

Относитесь к писательству как к работе. Хобби можно отложить, а вот работой нужно заниматься ежедневно. Но не рассчитывайте на быстрый и стабильный доход.

Примите сразу как данность, что ваши книги могут кому-то не понравиться, в том числе издателю. Это не страшно, людей на планете 7,6 миллиардов. Вы обязательно найдете своего читателя!

Помните, что вы и только вы можете решать, достойны ли стать писателем. Не подружки, не родители, не учительница по литературе, которая ставила вам «тройки» за списанные сочинения. Я вот в школе вообще их писать не умела! Литература — это не «оцените характер Наташи Ростовой». Литература — это ваши мысли, идеи, ваше видение, ваша история. И вы имеете право на создание своего произведения!

Кстати, в этом интервью я первый раз публично подписываюсь как писатель. И да, мне страшно и немного неловко. Но я уверена, что эти чувства пройдут, и на их смену придет уверенность и настрой.