Ольга Гнездилова
создатель первого воронежского портала об искусстве «Умбра Медиа»
«Я художник своей жизни»
umbra.media
24 Июля 2017

Ольга Гнездилова, создатель первого воронежского портала об искусстве «Умбра Медиа»: «Я художник своей жизни»

— Оля, расскажи, как у тебя появилась идея портала для художников.
— Сколько я себя помню, я рисую. Училась в художественной школе четыре года, хотела после 9 класса поступить в Елецкое художественное училище, но родители отговорили. В итоге я поступила на журфак в ВГУ. И… на два года отложила краски. А потом съездила на Селигер, и его пейзажи, озера, воздух так меня вдохновили, что стало ясно: я не могу это не нарисовать! Я возобновила занятия живописью, начала ходить в студию Алексея Владимировича Загородных. Там, конечно, совсем другой уровень обучения, чем был в художке: на занятиях мы рисовали одни натюрморты акварелью на ватмане. И вот, на 3-4 курсе университета я заинтересовалась художественной жизнью Воронежа. Появилась идея о том, как здорово было бы создать информационное пространство для художников. Потом я начала работать редактором газеты «Культурный квартал», и идея постепенно отошла на второй план, но не забылась. После университета я стала работать в «МОЁ!», а идея сайта всё ещё жила во мне. Очень хотелось, чтобы кто-то сделал подобный проект не просто о культуре, а именно о живописи. И вот, наконец, настал внутренний пик: всё, пора, надо делать самой.

— Кто тебе помогал в реализации проекта?
— Когда я решилась делать портал, то сразу же рассказала о своей идее друзьям. И меня очень горячо поддержали! Евгений Калинин сделал сайт, художник и дизайнер Марина Демченко помогла с оформлением и логотипом. Кстати, над логотипом мы бились долго, целых три месяца, было очень сложно собрать воедино все наши пожелания. В итоге Марина нарисовала его от руки, а потом уже перевела в цифру, поэтому у нас получился такой живописный логотип, в котором угадываются очертания художника. 14 июня 2016 года портал, наконец, начал свою работу. Сейчас с материалами мне помогают несколько человек. Элеонора Богатырёва, художник, пишет об актуальном искусстве. Мария Кузнецова рассказывает о театре, и у неё совсем другой взгляд по сравнению с другими журналистами: папа Марины театральный художник, она много знает о закулисье.

— А почему портал называется именно «Умбра Медиа»?
— О, над названием я думала очень долго! Различных проектов с приставкой «ART» очень много, хотелось от этого уйти. Сложно было придумать что-то, что сразу давало бы понять: это сайт об искусстве. Я перебрала художественные инструменты, но многие из них тоже были заняты. Начала раздумывать над названиями красок, но журнал под названием «Caput mortuum» или «Краплак» — это немного странно… Я дошла до «Умбры», и во мне что-то щелкнуло! Это не только красивое слово, но и очень приятный зеленоватый цвет. Этот оттенок находится где-то между цветами неба и земли, он символизирует жизнь, рост и развитие, а искусство и должно быть живым и отражать то, что происходит вокруг.

— Как воронежские художники относятся к «Умбре»?
— Многие художники очень поддерживают мое начинание. Были отзывы, что у сайта интересный формат и такого проекта не хватало в Воронеже, отмечали удобный дизайн. Ещё я стремлюсь поддерживать молодых художников. СМИ с более широкой тематикой не всегда охотно о них пишут.

— Кто были первые герои твоих статей и интервью?
— Запуск портала совпал с «Платоновским фестивалем», поэтому мне удалось поговорить с известным художником Александром Шишкиным, автором инсталляции «Практики взросления». Большое интервью для рубрики «Мастерские» мне дал художник Алексей Загородных, о котором можно написать целую книгу! Для меня очень важна эта рубрика, ведь далеко не каждый художник делает из своей мастерской студию, куда могут прийти все желающие, а заглянуть за дверь настоящего творца, узнать, как он относится к своему творческому пространству, очень важно и интересно.

— Какие ещё темы ты затрагиваешь на своём портале?
— Мы не пишем о фотографии, потому что это огромная сфера изобразительного творчества, которая занимает отдельную нишу. Но у нас есть спецпроект о том, что связывает художников и театр: о декорациях, костюмах, искусстве грима. Ещё один из моих любимых спецпроектов — «Шедевры музея Крамского». Я уверена, что наш музей — настоящий маленький Эрмитаж! Там ведь представлены картины величайших художников: Маковского, Рериха, Саврасова, Айвазовского… Недавно, например, я написала о картине «Вывод» Александра Бучкури, которое на некоторое время было помещено в основную экспозицию. Ещё для меня важна рубрика «Полезное», где я, помимо прочего, пишу о различных конкурсах и грантах. Причём я стараюсь отбирать такие, где можно участвовать без членского взноса, а в итоге выиграть достойный приз, например, персональную выставку.

— В какую сторону тебе сейчас хочется развивать проект?
— Я хотела бы больше интерактивности: устраивать встречи с художниками, другими экспертами, проводить как можно больше конкурсов. Недавно, например, у нас состоялся отличный проект с кружком набросков «Карандаш» и краеведом Ольгой Рудевой. В честь дня рождения воронежского архитектора Михаила Замятина мы устроили городской скетчинг и экскурсию. Это мероприятие объединило сразу исторический и творческий пласт. Художники получили возможность послушать лекцию эксперта о городских зарисовках, поучаствовать в выставке, выиграть призы. Кстати, нашу выставку потом еще позвали на Зодчество-VRN, и интерес к ней был большой!

— Каким ты видишь Воронеж по отношению к художникам?
—Я живу в Воронеже уже 10 лет и вижу, как сильно поменялся город в лучшую сторону. Появились новые выставочные площадки, открылись студии различных направлений, проходят необычные перформансы. Конечно, всё ещё чувствуется нехватка выставочных пространств, художникам приходится выкручиваться, например, показывать свои работы в кафе. Пока шли бесконечные разговоры о том, как Воронежу нужен арт-кластер, он сформировался сам собой — это «Коммуна». Она, например, помогла решить вопрос с нехваткой выставочных площадок. Художницы из объединения «Две не одна», Марина Демченко и Алина Закурдаева, уже 2 года изучают это пространство и до сих пор продолжают разгадывать его секреты.

— Лично ты больше симпатизируешь классическому или современному искусству?
— Мне больше нравится разделение, которое используется в английском языке: собственно современное «modern art» (то, что делается в наши дни) и «актуальное искусство» — contemporary art, которое в России и принято называть «современным». Чтобы делать и понимать «актуальное искусство», нужно хорошо знать очень большой пласт культуры. К сожалению, не все художники это осознают и вкладывают в свои работы глубокий смысл. Некоторые выдают свои работы за уникальные, хотя используют приемы, которым уже 50 лет. Такие произведения, к сожалению, всё больше похожи на штампы. Можно тысячу раз нарисовать Мону Лизу с рогами, но «концептуальным искусством» это не станет. Принципы творчества должны идти из глубины художника, а сам художник должен быть философом. В мире соцсетей всё стало размытым, не хватает правильных вопросов и ответов. А ведь даже о себе, о самых простых вещах можно говорить глубоко. Например, картины Серебряковой «За обедом» 1914 года и «Карточный домик» 1919 года: на них художница изобразила будни своей семьи, но они стали метафорой времени.

— Тебе сложно совмещать «Умбра Медиа» с основной работой?
— Если честно, то да, сложно. Мне нравится работать в «МОЁ!», но запас человеческой энергии всё же ограничен. Выручает то, что иногда темы статей пересекаются. Здесь главное помнить, что своё дело важно не бросать. Пусть я буду мчаться вперёд не в сапогах-скороходах, а маленькими шажками, зато уверенно. Пусть прирост читателей будет небольшой, но зато качественный.

— Какие планы у «Умбра Медиа»?
— Их очень много! Например, я вижу большой потенциал в спецпроекте «Страна художников», идею которого подсказала подруга. Мы хотим брать интервью у художников из разных городов, рассказывать, как пространство влияет на творчество. У нас уже были материалы о московском художнике-гримёре Нике Козловой, которая работала в Большом театре, курском художнике-модельере Екатерине Ребежа, которая руководит фестивалем «Губернский стиль»», тольяттинской независимой квартирной галерее «вНОРЕ». Кстати, «Умбра Медиа» выиграла грант от департамента Воронежской области как культурно значимый проект, что оказалось большим подспорьем для развития портала.

— Ты сама себя считаешь больше художником или всё же журналистом?
— М… думаю, художником своей жизни. Нет, пожалуй, сейчас я всё же больше журналист. Но без живописи и «Умбра Медиа» я свою жизнь представить уже не могу. Невозможно объяснить, зачем тебе это надо — это просто огромная часть твоей жизни.

Ссылка на портал «Умбра Медиа»: http://umbra.media