Роман Богословский
русский писатель и журналист, член Союза российских писателей
«Проблемы и вопросы я не поднимаю, они поднимаются сами откуда-то из невидимых люков»
bogosroman.ru
01 Февраля 2018

Роман Богословский, русский писатель и журналист, член Союза российских писателей: «Проблемы и вопросы я не поднимаю, они поднимаются сами откуда-то из невидимых люков»

— Здравствуйте, Роман! Расскажите, пожалуйста, о своей новой книге «Зачем ты пришла?».
— Роман «Зачем ты пришла?» рождался в сложной ситуации – психологической и вообще житейской. Именно поэтому он получился, словно разделанная на столе рыба, — все внутренности видны. Сегодня читающих мало, а те, кто читают — хотят правды. Хотят крови. Вот такой и получилась эта книга — небольшой, но жесткой, концентрированной, кричащей. Любопытный момент: географически, по месту рождения, я наследую Евгению Замятину. Его небольшая повесть «Мы» была названа издателями романом. У меня тоже небольшая повесть, но издатель так же назвал ее романом почему-то.

— Как и когда началась ваша творческая жизнь? Сразу ли вы пришли к писательству?
— Я долгое время занимался музыкой. Играл в рок-группах, пел в церковном хоре, выступал на корпоративах и свадьбах. Но вовремя удалось осознать, что я талантлив больше как слушатель музыки, нежели как исполнитель и создатель. К 2010 году я уже пописывал прозу. И именно жарким летом 2010 солнце ударило в голову особенно сильно: мне стало понятно, что я буду заниматься дальше именно литературой. В июле я и написал свою первую небольшую повесть под названием «ВВВ». Это была абсолютная пародия на Владимира Сорокина. Надо было с чего-то начинать.

— Расскажите о своей музыкальной карьере. Как для вас связаны (и связаны ли?) музыка и литература? Есть ли что-то похожее в этих видах искусства, или это для вас совершенно разные языки, которые раскрывают мир с разных сторон?
— Спасибо за вопрос. О музыкальной карьере рассказывать нечего — она закончилась, как следует и не начавшись. А вот музыка и литература и их связь — это и есть то внутренне особое ощущение, которое у меня появилось пару лет назад. Эти языки сплелись для меня в какое-то индивидуальное, особое единство. И даже каждую вышедшую книгу я теперь в шутку называю новым альбомом. Очень точно этот момент подметили на портале lit-ra.info, выразив мнение о моей новой книге, что это рождение рок-прозы. Не стану отпираться.

— В связи с предыдущим вопросом — стала ли для вас символичной книга об «Агате Кристи»? Оказалась ли она особенной точкой соприкосновения музыки и литературы?
— Безусловно. Тут всё сплелось: я писал книгу о любимой группе юности и частично зрелости; писал, как пел, как играл. Наверное, тогда и почувствовал, что внутри меня звучит музыка — не моя музыка, не музыка «Агаты Кристи», а какая-то новая, совершенно особенная.

— Насколько большое различие для вас имеет художественная проза и журналистика? Что вы считаете основным делом? При вопросе: «Кто вы?» вы скорее ответите «писатель», «журналист» или что-то еще?
— Если речь о написании книги, то основное дело — это проза. Если речь о статье или интервью, то основное — это журналистика. Эти два пути становятся основными попеременно. И делить их бессмысленно. На вопрос «Кто вы?» я стараюсь отвечать так: «Я тот, кого зовут Роман».

— Каким был ваш путь в литературе? Как достигались первые публикации?
— Здесь мой путь мало отличается от пути всех начинающих любое дело без помощников и трамплинов, не только писательское. Не печатали, не замечали, не общались, не, не, не… Относительно категорий некоторых изданий, эта ситуация не поменялась и сейчас. Но — поменялось мое к ней отношение. Играют в междусобойчики? И пусть играют дальше. Доиграются.

— Какие у вас планы на будущее творчество, есть ли уже идеи новых произведений, какие?
— Да, планы есть. Есть и наметки произведения. Но говорить об этом бессмысленно — никогда не получается так, как задумано изначально. Я вам сейчас скажу, что собираюсь писать про белого слона, а в итоге получится про вечернюю Москву.

— Как бы вы определили направление своего литературного творчества? Какие основные проблемы и вопросы вы поднимаете, на ваш взгляд, в своих произведениях, какие смыслы и ценности стремитесь заложить? Что объединяет все ваши произведения?
— Направление простое — современная российская проза. Проблемы и вопросы я не поднимаю, они поднимаются сами откуда-то из невидимых люков. Другое дело: я радуюсь, что поднимаются именно такие вопросы — они составляют идеальный паззл с моим сознательным, происходит чудо. И только одно звучит в голове: «Как хорошо, что это напишу именно я». Объединяет все мои произведения (кроме неудачных) то, что я не хочу заложить в них никаких смыслов и ценностей. Я же не учитель в школе. Смыслы и ценности пусть закладывает читатель, сообразно своему жизненному опыту.

— Как много для вас значат получение каких-то премий, званий, отзывы именитых коллег? Или для вас важнее искусство само по себе?
— Давайте начистоту: много значит. Премии — это общероссийская реклама автора. Даже если ты попал в длинный список, твоё имя уже звучит. Для того чтобы добиться этого звучания другими способами, нужно положить либо несколько лет жизни, либо хорошенький бюджет. И потом, победа в премии — это деньги. И пока нам хлеб с маслом не выдают бесплатно, деньги нужны и важны. Если кто-то скажет вам, что он такой вот весь, деньги презирает — знайте, у этого человека что-то в жизни не удалось, и он просто маскируется. Отзывы именитых коллег были для меня очень важны на этапе становления. Это работает как паровозик — впереди идущие вагоны тащат за собой другие. Правда, далеко не все тащат, но мне попадались хорошие люди на пути. Искусство само по себе для меня важнее всего вообще, только эта важность не имеет ничего общего с изложенным чуть ранее. Это просто другое. Дерево, стоящее в лесу от вас по левую руку, для вас важнее всего, когда вы на него смотрите. А только переведете взгляд на дерево справа — уже оно самое важное.

— Насколько социально активным, на ваш взгляд, должен быть писатель? Можно ли назвать писателя «пастырем народа», и если да, возможно ли быть таковым без политизированности?
— Любой человек может и должен быть социально активным. «Пастырь народа» — это как-то не очень звучит. Если идеи писателя кому-то созвучны — прекрасно, если нет — тоже прекрасно. Кстати, вопрос о «без политизированности» весьма верный. Думаю, что на данном этапе — нет. Можно какое-то время попытаться, но все это заглохнет и затухнет в развернувшейся борьбе противоположностей без единства. Поэтому многие сегодня, кому политика вообще по боку, принимают ту или иную сторону — иначе их просто никто не увидит, не оценит, премий не даст.

Сайт писателя: bogosroman.ru