Евгения Важничая: «Иммерсия – самый сложный и самый новаторский тренд последних лет»

От стандартного – к личному, от условностей – к естественности, от непонимания – к желанию стать частью… В последние несколько лет на рынке праздничных услуг стремительно развивается принципиально новый формат – иммерсия.

 

О том, для чего жениху читать свои дневники на свадьбе, почему официанты могут устроить потасовку на банкете, и зачем художнику рисовать двое суток подряд, мы в «Манки» поговорили с инвент-режиссёром, продюсером – Евгенией Важничей.

 

Иммерсивные постановки сейчас стали главным мировым театральным трендом. Каждый из нас хоть раз мечтал оказаться внутри фильма, спектакля или книги, пережить все события вместе с персонажами

режиссер Виктор Карина

С самого первого рисунка, музыкального произведения, театральной постановки авторы так или иначе пытались вызвать эмоциональный оклик у публики. И именно глубина восприятия определяла успех того или иного произведения.

Но со временем этого стало мало. Сегодня, опираясь на знания психологии, современные технологии и опыт, индустрия развлечений переживает настоящую революцию: зритель перестаёт быть безмолвным созерцателем, он становится важной, самостоятельной частью художественной реальности. И если изначально это происходило исключительно в арт-среде: на выставках, в театре, то сегодня иммерсивность стала актуальной для свадеб, шоу, презентаций, светских и корпоративных мероприятий.

Евгения Важничая: «иммерсивность» в дословном переводе означает «эффект присутствия», «погружение». Очень часто в профессиональных кругах мы заменяем его словом «вовлеченность». Должно пройти ещё какое-то время, чтобы мы подобрали что-то более точное и ёмкое, а само явление стало более понятно. Когда несколько лет назад на свадьбах появились распорядители и церемониймейстеры, это тоже было ново и странно. А сегодня их присутствие ни у кого не вызывает вопросов. Это нормально, любая профессия и тренд развиваются.

Объяснить новый формат проще всего на примере ставших уже популярными иммерсивных театральных постановок. Зритель попадает в замкнутое, стилизованное пространство, где разворачивается захватывающий сюжет, но полностью отсутствует сцена. Все происходит на расстоянии вытянутой руки, под ногами, за стеклом – прямо перед вами. Более того, каждый зритель сам выбирает свой маршрут и может смотреть только те части спектакля, которые ему интересны. И, наконец, он сам может стать участником – при желании актеры физически вовлекают зрителя в действие. Все происходящее умело подогревается световыми, звуковыми и визуальными эффектами.

Евгения Важничая: в этом году мне посчастливилось побывать на иммерсивном спектакле «Вернувшиеся» в Москве. Конечно, мне в первую очередь был интересен профессиональный взгляд изнутри – как «идёт ниточка», какие элементы используются, как всё это складывается в паззл. И не скрою, мне было лестно понять, что все это так или иначе я интуитивно нашла сама и уже несколько лет использую в своих режиссерских проектах. Однако мне повезло получить и «персональный опыт», который обычно гарантирован только гостям с VIP-билетами. Ко мне подошёл самый страшный персонаж, который, как мне кажется, хотел меня убить. Он – ужас! – запер меня одну в комнате на долгое время. Стоит ли говорить, что это было очень впечатляюще и по-настоящему «до мурашек».

шоу

Впрочем, чтобы добиться эффекта погружения, совсем не обязательно пугать. Можно удивлять, провоцировать, шокировать, впечатлять, восхищать, трогать: палитра режиссёров, работающих в жанре иммерсии, огромна.

Евгения Важничая: меня восхищает итальянский проект NuArt Events. Стена с прикрепленными к ней стульями на разной высоте, на которые приглашают гостей в велкам-зоне; костюмы артистов на грани сумасшествия и эстетики – с люстрами на голове, цветком вместо рта или даже головы; интерактивные фуд-перфомансы, где подача еды – целое постановочное шоу. Все это разрывает шаблоны, раздвигает рамки, и даёт присутствующим абсолютно новый опыт – тот самый wow-эффект, который просят все заказчики.

нуааарт

Зачастую иммерсия требует больших вложений в антураж, декор, свет, визуальные эффекты. Но случаются и интересные режиссёрские находки, не влекущие масштабных затрат.

Евгения Важничая: на одной из последних свадеб я реализовала новый вид церемонии – «Дневники любви». По задумке, жених и невеста заранее писали бриф своих дневников, которые они якобы вели с самой первой встречи, независимо друг от друга. Используя эту информацию, я собирала «драматургический конструктор», и уже на церемонии жених и невеста читали свои режиссёрски подготовленные дневники друг другу и гостям. И это было невероятно! Они сами прочувствовали и пережили свою историю, а гости стали участниками настоящего, живого спектакля.

Кстати, играют в «погружение» и на профессиональных мероприятиях, превращая участников в актеров и втягивая гостей в действо.

Евгения Важничая: в этом году я впервые посетила профессиональную премию BEMA! (Best Experience Marketing Awards) и меня поразило то, как проходил финал. Все участники, вошедшие в шорт-лист, защищали лично свои проекты перед экспертным жюри и гостями фестиваля. И так как речь о творческих проектах – это были целые мини-спектакли, которые должны были увлечь всех присутствующих, погрузить в проект, идею. И это было круто – организаторы творчески связали всех: и участников, и жюри, и слушателей, а смотр превратился в невероятный обмен опытом и вдохновением.

 

Иммерсивный театр дарит зрителю уникальную возможность вовлечься в действие не только эмоционально, но и физически: чувствовать запахи и прикосновения, исследовать пространство на ощупь, взаимодействовать с актерами и «прожить» собственную сюжетную линию

режиссер Виктор Карина

 

Главный секрет иммерсивности в том, что участники, оказавшиеся вовлеченными в нее, не могут стандартно реагировать на происходящее, выполняя свои привычные роли: родителя, брата, друга, знакомого, коллеги… Они вынуждены становится просто людьми, с эмоциями, с личными ценностями. И самое восхитительное, что помимо удивления этот неожиданный выход из «панциря» вызывает невероятное ощущение настоящего.

Евгения Важничая: мне очень нравится шоу официантов от студии VIKTORIA. Во время банкета в зале находится несколько «ненастоящих» официантов, которые в определенный момент начинают вести себя «неадекватно». Один сталкивается с другим, бьётся посуда, начинается небольшая потасовка… Кстати, частенько мужчины-гости разнимают поссорившихся. А потом в кульминационный момент официанты начинают неожиданно танцевать брейк. Обычное танцевальное шоу никогда не сможет стать такой эмоциональной бомбой.

lBUVvz7GVYQ

Естественно, шоу и перфомансы такого уровня требуют от артистов совсем новых навыков – как раз способности вызывать иммерсию, играя свою профессиональную роль, и в то же время не играть ее, а жить в данном времени и данном месте.

Евгения Важничая: начав заниматься иммерсивным ивентом, мне, чтобы сделать шаг вперед, пришлось сделать два шага назад: от режиссерской работы к поиску и подбору нужных артистов. Сейчас я собираю артистов буквально со всей страны, и с уверенностью могу сказать, что 80% не готовы к этому. Кто-то готов выступать только так, как умеет и не хочет меняться, кто-то готов экспериментировать, но не имеет должного опыта, понимания, инструментария.

Совсем недавно у меня была задача найти художника, который бы мог писать на холсте картину в течение двух дней мероприятия и быть при этом органичным, увлеченным своим действием, возможно, где-то взаимодействовать с гостями, но в целом стать самостоятельным арт-объектом. «Как? Просто писать картину?», – недоуменно спрашивали меня. – «Да, просто писать».

Сегодня, чтобы сделать невероятное шоу, нужно быть больше, чем ты можешь стать. Слиться с реальностью. Не просто хорошо выполнить свою работу – по заранее определенному стандарту – а стать частью того, в чем ты участвуешь. И в этом залог персонального конкурентного преимущества и востребованности уже сейчас, и абсолютно точно – в будущем.

 

Загадала попасть на иммерсивное шоу с закрытыми глазами – Morpheus – Юлия Карп

Режиссер, продюсер, организатор Евгения Важничая

http://vk.com/vazhni4aya

http://instagram.com/producer_vazhni4aya