Светлана Щербинина
керамист, создатель мастерской керамики «Горн»

Услуги

Мастер-классы для детей и взрослых, индивидуальное обучение или небольшие группы до 4 человек, авторская керамика в наличии

Фишка

Небольшие группы: персональное внимание каждому участнику; деликатный подход, исходя из возможностей каждого человека; наставничество и поддержка; возможность работы в различных техниках и использование большого количества декоративных подходов; уют в пространстве и в деталях

Стоимость

От 400 руб.
Возможность формирования собственного пакета необходимых этапов с индивидуальной стоимостью

Контакты

+7 (960) 125-67-20
vk.com/gorn_keramika
Instagram.com/pottery_gorn

Светлана Щербинина, керамист, создатель мастерской керамики «Горн»: «Гончарный круг – это удивительное ощущение мягкой силы»

 

Уютная мастерская от силы занимает метров пятнадцать пространства, но, боже мой, сколько здесь света! Он врывается прямо с улицы через огромное окно, обнимает молочные стены, ласково скругляя неровности кирпичной кладки, резко прорисовывает контуры пучков сухоцветов, игриво бликует на глазурованной керамике и мягко растекается на ещё не покрытых глиняных творениях.

 

Но, главное, он струится бесконечным теплом из ясных глаз хозяйки, завороженно читающей стихи Марины Цветаевой…

 

О том, что может сделать в керамической мастерской шестимесячная кроха, что такое кружки-раскривушки, и как глина может заменить антидепрессанты, мы за чашечкой ароматного чая поговорили с керамистом, создателем гончарной мастерской «Горн» и просто человеком невероятного тепла – Светланой Щербининой.

 

 

Не запрещай себе мечтать –
Пусть не в цветном, пусть в чёрно-белом;
Пусть ты открыт ветрам и стрелам –
Сними замок, сорви печать!

Эризн

 

Творчество всегда было частью жизни Светланы. Вышивание, вязание, кулинария, садоводство, рукотворные игрушки… Всю свою сознательную жизнь она искала хобби по душе. Но в один прекрасный день оно само нашло ее.

 

– Мы с мужем переехали жить в Семилуки. Однажды, делая садовые постройки, мы выкопали достаточно большое количество глины и задумались, как бы ее применить. Дело в том, что Семилукские холмы, на которых расположился современный город, богаты глиной, и в старину здесь были сотни керамических лавок. Увы, со временем все традиции и мастерство было утеряно.

 

Загоревшись идеей, Светлана записалась на пробный урок в гончарную школу, а затем прошла там же и трёхмесячный курс. А дальше всё произошло само собой. На основной работе наступили сокращения. Собралась команда: Светлана – керамист, Валерий – мастер по гипсу и Надежда – художник. А в антикафе «Комнатный дракон» совершенно случайно оказалась незанятой маленькая, укромная комнатка.

 

– Все это было как во сне. Мы сделали ремонт за три дня – сейчас поверить в это просто невозможно! А 21 июня было наше теплое открытие: для самых близких, с печеньями и компотом из вишен нашего сада.

 

С того дня в скромной белой комнате зародилась новая жизнь: закружился в такт дыханию гончарный круг, зазвенел детский смех, изогнулась под любовным напором пальцев податливая глина, затолпились на полках задорные кружки, тарелочки, вазочки, фигурки, брошки…, заблагоухал травами чайник.

Началось гончарное волшебство.

 

Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить

Эризн

 

Главное, во что влюбляешься в «Горне» – удивительная укромность. Это место для небольших мастер-классов – не более 4 человек, романтического творчества в паре, уютных занятий с ребёнком или собственного рукотворного уединения.

 

– Совсем недавно у нас были «мастер-классы» с мамами и малышами до года. Мы делали трогательные, в прямом и переносном смысле, тарелочки. Малышам нужно было только отпечатать свои ладошки на изделии, а потом, когда папы забрали юных художников, мамы смогли насладиться своим творчеством: сделать отпечатки сухоцветов, добавить памятные надписи. Такие вещи, сделанные совместно, – по-настоящему бесценны.

 

Детям постарше и взрослым можно переходить к более сложным изделиям. Например, к задорным кружкам-раскривушкам.

 

– Кружки-раскривушки – это абсолютно творческие изделия, выполненные в технике ручной лепки из шара глины. Это техника свободы, полета мысли и фантазии. Дети очень любят раскривушки-зверушки: с торчащими ушками, ручкой-хвостиком, глазками. Взрослые чаще играют с фактурами, формами и общим замыслом: кружки-кокосы, кружки с ручкой-знаком бесконечности, нежные кружки с «кружевом» цветочных отпечатков или «говорящие» – с важными словами, составленными из трафаретных букв.

 

Не менее популярны разнообразные тарелочки, чашки, вазы, блюдца, особенно с растительной формой: модные листья папоротников, элегантные каштановые, игриво-лубочные дубовые листочки. Интересно, что дети приходят больше за процессом, игрой, а взрослые – за конкретным изделием. Иногда, кстати, за готовым: в «Горне» целый стеллаж, уставленный уютными, пузатенькими, теплыми творениями с «круглой» душой, созданными руками хозяйки мастерской.

 

– Для меня очень важно самой быть мастером. Это значит, что я сама постоянно учусь, осваиваю новые техники, оборудование, пробую новые материалы, слежу за керамической модой, изучаю историю и географию гончарного дела. Это огромный, фантастический мир! Просто посмотрите хотя бы несколько выпусков потрясающего проекта «Битва керамистов» или почитайте о керамических сёлах в Самарканде, гончарных агроусадьбах в Италии, огненных скульптурах в Сибири…

 

Впрочем, Светлана не столько человек, страстно любящий керамику, сколько Учитель, а это для гончарной мастерской, и, прежде всего, ее взыскательного властелина – гончарного круга – особенно важно.

И вот почему.

 

Не береги лучей звезды –
Бросай направо и налево,
И эти странные посевы
Дадут чудесные плоды

Эризн

Керамика – вещь специфическая. Готовить, вязать может достаточно легко попробовать каждый. С глиной так не получится. Здесь нужен наставник, «брат», который научит главному – чувствовать: ритм, пластику, время. Это чувство появляется только когда мы расслаблены и готовы воспринимать.

 

– Гончарный круг – это ощущение мягкой силы. С одной стороны, нужно быть собранным, жёстким, сильным, с напряжением в локтях и коленях; с другой – расслабленным и мягким в руках. Это тонкий баланс, уловить, который сразу очень сложно. Кроме этого, нужна определенная ментальная концентрация: движение – вдох, движение – выдох. Это четкий ритм, который нужно поймать и которым важно управлять: у вас мало времени – глина размокнет и не сможет держать форму.

 

Неудивительно, что часто гончарное дело приравнивают к медитации: у вас просто не получится думать о лишнем, тревожные мысли уйдут, освобождая место приятным ощущениям и радости творчества. Кстати, ещё в период обучения Светлана слышала реальную историю о том, как девушка пришла на гончарные курсы в состоянии глубокой депрессии, принимая сильные медикаментозные препараты. Но спустя три месяца занятий полностью смогла от них отказаться.

 

– В работе с людьми мне очень помогают знания из соционики. Мне достаточно просто понять, у кого получится сразу, а кому – нужно обязательно помочь. Дело в том, что есть люди с развитыми тактильными ощущениями – их нужно только направить, дать простор для творчества. А есть те, для кого это настоящий вызов, преодоление. И здесь моя роль наставника особенно важна: поддержать, помочь, облегчить задачу, чтобы человек ушел не с тягостными мыслями, а с радостью в сердце.

Знаете, я много думала, что меня цепляет в творчестве. И однажды, я поняла. Неважно, сколько времени пройдет, я и мое творчество будут очень долго жить в людях, в их ощущениях, воспоминаниях… Понимаете? Это же что-то космическое! Настоящее бессмертие.

 

Унесла домой в уютном крафт-пакете кофейную кружечку-кокос и тёплые августовские воспоминания Юлия Карп