Юлия Фомина
блогер, специалист по чтению с детьми

Юлия Фомина, блогер, специалист по чтению с детьми: «Любовь к чтению воспитывается обычным течением жизни семьи»

Мы можем гордиться: по данным Международного института маркетинговых исследований GfK, наша страна по-прежнему входит в топ читающих стран, уступая уже, правда, Китаю.

 

Впрочем, статистика – вещь спорная, и, если посмотреть на другую цифру, можно и расстроиться: регулярным чтением книг сегодня может похвастаться только половина взрослых жителей нашей страны (во всяком случае, именно об этом говорит родной ВЦИОМ).

 

А, между тем, сдается нам, что каждая мама хотела бы видеть в своем чадушке книголюба: читать же, ясное дело – полезно!

 

О том, как заинтересовать книгой малыша, в каком возрасте начинать совместные чтения, и стоит ли читать одну и ту же сказку стопитсот раз, мы в «Манки» поговорили с кандидатом филологических наук, блогером, специалистом по чтению с детьми и, конечно, мамой – Юлией Фоминой.

 

У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний лингвист. И если изумителен труд, выполняемый им в это время, еще изумительнее та беспримерная легкость, с которой он этот труд выполняет

Корней Чуковский

 

Юлия с детства любила читать: сначала детские книжки, потом школьное чтение – всегда сверх обязательного списка. Поэтому, когда встал выбор, куда подавать документы, сомнений не было – конечно, на филфак!

 

– С собственной мотивацией к чтению у меня никогда не было проблем – было бы время. А вот, став мамой, я задумалась: как передать интерес и любовь к книгам дочке? Так начался мой блог о чтении с детьми, который я веду и для себя – все приемы пробую на практике, и для всех родителей, которые хотят читать со своими детьми.

 

И детские психологи, и педагоги в один голос утверждают, что воспитать любовь к книжке невозможно указами, лучший способ – личный пример. И Юлия с ними солидарна.

 

– В моем детстве мама не могла уснуть, пока не прочитала книжку. Естественно, в семьях, где ребенок видит маму и папу с книгой, интерес просыпается сам собой. Так чтение становится нормой, а любовь к книгам воспитывается каждодневным течением жизни.

 

Начинать читать малышу никогда не рано: если очень хочется, можно читать и новорожденному. Совсем крохам достаточно петь песенки или, например, сопровождать свои действия потешками и прибаутками: они сами по себе ритмичные и забавные, и малыш это обязательно почувствует. А вот ритуал чтения с ребенком оптимально вводить ближе к году (в 10-11 месяцев). И желательно с книжек с картинками: часто малышу будет интересен не сам текст, а рассказ по иллюстрациям.

 

– Понимание того, что вы сейчас делаете, придет к малышу не сразу. В первые вечера нашего совместного чтения дочка бегала и прыгала на кровати и только через несколько дней стала подходить к книге, проявлять к ней интерес.

 

Впрочем, все не так просто. Оказывается, книги детям еще нужно уметь читать…

 

Ребенок… создает свой мир, свою логику и свою астрономию, и кто хочет говорить с детьми, дол­жен проникнуть туда и поселиться там… Дети — своего рода су­масшедшие, так как твердые и устойчивые явления для них шат­ки, и зыбки, и текучи

Корней Чуковский

 

– Один из ключей к интересу ребенка – выразительное чтение. Когда мы только начинали читать с дочкой, я обратила внимание, что со мной ей нравится читать больше, чем с папой. Секрет был прост: я не технически читала предложения, а делала логические и психологические паузы, ставила где нужно акценты-ударения. И это только часть приемов, о которых я рассказываю в своем блоге. Можно ведь и подражать интонации героев, стараться голосом показать их характер или передать испытываемую эмоцию. Все это автоматически привлекает внимание ребенка.

 

Еще один «золотой ключик» – обсуждение с ребенком прочитанного. Что малыш понял из книги, как он оценивает поведение героев и т.п.

 

– Сегодня в соцсетях немало книжных блогеров, которые, как правило, делают обзоры новинок или дают рекомендации по спискам для чтения. А вот подсказок, как правильно поговорить о том, что вы прочитали, лично я не находила. Поэтому особое место в моем блоге занимает обсуждение книг: краткий анализ самых интересных моментов, способы помощи деткам в формулировании выводов, ключевые вопросы для обсуждения.

 

Кстати, иногда Юлия разбирает детские сказки и для взрослых: с точки зрения их истории, эволюции и восприятия 18+.

 

Детская литература, из которой эти бессмыслицы выброшены, не отвечает многим пло­дотворным инстинктам 3- и 4-летних детей и лишает их полез­нейшей умственной пищи. Вредно внушать детям через детскую книгу то, что не соответствует их возрасту или непонятно им: это отбивает у них желание читать вообще

Корней Чуковский

 

Выбор книг для чтения с детьми – отдельная тема. Кто-то покупает то, что самому нравилось в детстве, кто-то в восторге от современных книг с потрясающими иллюстрациями. Но самое интересное, что ребенок, как правило, сам выберет понравившуюся ему книгу и будет просить читать ее раз за разом, изо дня в день.

 

– Лично у меня случилась такая история. Чтобы отучить малышку от пустышки, я купила

сборник сказок Софьи Прокофьевой, в котором есть замечательная «Сказка про соску».

Скажу честно, это была чисто практическая цель, и в целом книга показалась мне

чересчур дидактичной. Но дочке она так понравилась! И мы бесконечно читали ее, каждый вечер. Мое мнение здесь однозначно: даже если вам не нравится полюбившаяся ребенку книга, потерпите. Что-то особенное заинтересовало малыша, повторением сказки он усваивает что-то очень важное.

 

По мере взросления и развития речи можно приступать к обсуждению прочитанного. И тут могут возникать новые сюрпризы: многие слова само собой разумеющиеся для нас – взрослых, будут непонятны детям.

 

– Однажды мы с дочкой обсуждали «Кошкин дом». «Котята же просились к кошке?», – спрашиваю я. – «Нет», – говорит дочка. «Ну как же?», – удивляюсь я. – «Мама! ПЛЕМЯННИКИ просились, а не котятки». Дочь просто не поняла, что котята и были

Племянниками, и кто такие племянники вообще. Поэтому я всегда советую: уточняйте у малыша значение слова, правильно ли он понял.

 

Чем старше будет становиться чадушко, тем более сложные вопросы можно обсуждать: разговаривая уже не только о сюжете как таковом, а о смысле: о дружбе, о любви, о взаимопомощи. А когда наступит момент самостоятельного чтения, не стоит резко отбрасывать сложившийся ритуал.

 

– Главное не прекращать чтение, а побуждать ребенка делать это самому. Один из приемов – читать ровно до кульминации и прекращать. Тогда, возможно, ребенок не сможет терпеть «до завтра» и прочитает сам. И, конечно, не заканчивайте самое ценное – обсуждения и обмен впечатлениями.

 

Возможно, что все занятия и приемы не дадут вам стопроцентной гарантии, что ваш ребенок будет любить читать. Или, например, любовь к книге проснётся у него позже – в сознательном возрасте, так тоже часто бывает. Но вы точно получите очень много удовольствия от семейного чтения: где-то дурачась, где-то серьезно обсуждая детские сюжеты, а заодно, откроете для себя мир детской литературы и мир своего ребенка.

 

– Это действительно потрясающий момент единения ребенка и родителей, когда они вместе обсуждают, слушают и слышат друг друга, приходят к новым выводам. Так крепнет духовная связь, родители лучше начинают понимать ребенка и его мотивы, закладываются нравственные ориентиры, и создается ваш особенный мир доверия и любви.

 

 

Вспомнила как тысячу раз прочитала дочке сказку «Кротик и штанишки» Юлия Карп